Рисование для детей

Процесс рисования, особенно в детском возрасте, носит особенную смысловую нагрузку. Взрослые иногда и не догадываются, как много значит для деток это занятие. Рисование играет огромную роль в процессе развития малыша, и развивает все: мышление, фантазию, память, мелкую моторику руки и т.д.

Рисование можно начинать в очень раннем возрасте, с того самого момента как ваш малыш начинает сидеть, как правило, в 6 месяцев. Да, именно в таком раннем возрасте, можно, и даже нужно начинать рисовать. Многочисленные исследования ученых, доказали, что рисование, способствует координации мышления, ну а сколько удовольствия оно принесет малышу, в этом и вовсе не стоит сомневаться. Хотя бы ради этого моря позитива, которого получают дети во время рисования, стоит заниматься с ребенком этим полезным и интересным занятием. И только занятие вместе с родителями принесет пользу, в одиночку, это занятие быстро надоест вашему ребенку, и он его бросит.

Рисование необходимо начинать поэтапно, и первое что нужно попробовать, это рисование пальчиками. Для этого необходимо приобрести специальные пальчиковые краски, на основе воды, которые не токсичны, и хорошо смываются, так как с рук, так и с одежды. Поначалу будет достаточно выбирать только основные цвета, 4-6 цветов, этого будет достаточно. Вам придется послужить примером для вашего ребенка, делать то, что вы хотите, чтобы он сделал, а он должен повторить. Дети очень быстро учатся, если им показывают, что и как делать. Берете сначала пальчик малыша, макаете его в краску, потом ставите пальчик на листочек из альбома, потом, то же самое делаете с ладошками. Некоторые дети сразу охотно начинают рисовать, а некоторые нет. Не стоит торопить малыша, каждому ребенку нужно определенное время, чтобы усвоить новое занятие. Малыш может захотеть попробовать краску на вкус, как и все остальное, и не переживайте, небольшое количество краски не повредит ему. Главное следить за тем, чтобы ребенок не съел много краски, так как они все же не съедобные. Именно поэтому, рекомендуется начинать процесс рисования с небольших емкостей с красками. Пальчиковые краски продаются в баночках или в тюбиках, ну а вы, выбирайте ту емкость, с которой вам и вашему малышу будет проще работать. Поначалу пусть рисует пальчиками и ладошками все, что он хочет, а потом рисунки можно превратить в определенные предметы, солнышки, цветочки и т.д.

Можно даже создать своеобразный ритуал рисования, убирать все с пола, постелить что-то, что не жалко будет испачкать красками, надеть на ребенка «рабочую» одежду, в которой он будет творить, и позволить ему дать воле своей фантазии. Место для рисования и этот ритуал, помогут вашему малышу понять, что нельзя рисовать везде.

Потом, к возрасту 1-1,5 годика, можно перейти и на рисование с помощью карандашей. Выбирая карандаши, стоит учитывать некоторые нюансы: карандаши должны быть нетоксичные, они должны быть достаточно мягкие, чтобы не приходилось сильно на них давить, для того чтобы они писали, и еще, они должны быть небольшого размера, чтобы ребенку было удобно ими управлять. Альбом для рисования выбираете из плотной бумаги, на ней проще будет рисовать. Для начала можете рисовать только прямые линии, а потом плавно можете перейти к другим элемента, круги и т.д. Кроме альбома, периодически можно пробовать рисовать на ватмане, где площадь для рисования больше, и ребенок сможет дать свободу своей фантазии.

Для того чтобы ребенок увлекался рисованием, необходимо превратить это занятие в игру, задействовать игрушки, стихи, песенки, и тогда ваш ребенок будет еще больше удовольствия получать от занятий. И обязательно нужно с ним заниматься, для этого можно даже завести отдельный альбом, для себя, в котором будете показывать примеры, карандаши можно те же самые использовать.

Ну а когда вашему ребенку будет 2-3 годика, тогда можно задействовать и фломастеры, и гуашь, и акварель. Тогда творчество и фантазия не будет знать никаких границ. Фломастеры также лучше выбрать на водной основе, они и менее токсичные, и проще реанимировать, в том случае, что ваш ребенок забыл надеть на них колпачок. Для акварели необходимо приобрести емкости для воды, которые не разливаются, даже если они перевернутся. Таким образом, ваш ребенок будет творить в безопасности. Гуашь является не токсичной, но она также не съедобная. И это тоже надо объяснить ребенку.

Краски можно иногда смешивать, и пусть это сделает ребенок. Также пусть малыш сам выберет, какой именно краской он захочет рисовать. То, что он выберет, будет характеризовать его эмоциональное состояние. И не стоит переживать, если ребенок постоянно выбирает темные мрачные цвета, а то и вовсе только черный цвет, это говорит об его особенностях в мышлении. Позже, вы откроете его способности к точным наукам, и к математическому мышлению. Что касается кисточки, с помощью которой ваш ребенок научится владеть техникой акварели, она должна быть среднего размера, так чтобы ребенку было удобно ею работать. Рисование не должно создавать никакого дискомфорта.

Поначалу надо ребенку позволять рисовать то, что он хочет, но потом, постепенно, переходить от линий, к геометрическим фигурам, а то и вовсе к рисованию разных предметов из окружающего мира. Есть такая хорошая игра, когда вы рисуете круг, или какую-ту другую фигуру, которую ребенок должен заполнить точками, крестиками и т.д., не переходя за границы этой фигуры.

Для того чтобы рисование стало более интересным процессом, и чтобы принесло еще больше пользы для развития малыша, можно поиграть в разные развивающие игры во время рисования. Популярные игры это: «Палочки-считалочки», «Угадай-ка!», «Все такое круглое», «Забывчивый художник». В чем заключается суть каждой игры?

«Палочки-считалочки», это такая игра, когда вы из разных палочек, по размеру и по количеству, рисуете разные элементы, траву, домик, лестницу, поезд и т.д., а также одновременно считаете эти палочки. Ваш ребенок учится, и рисовать, и считать. Также эту игру можно разнообразить тем, что вы рисуете точки, а ваш ребенок объединяет их линиями.

«Угадай-ка!», вы, или ваш ребенок, рисует какие-то «каляки-маляки», а потом вместе, ищите что получилось, и по необходимости даже дорисовываете некоторые элементы.

«Все такое круглое» — вы рисуете всякие кружочки, которых потом превращаете в другие рисунки, с помощью добавления дополнительных элементов. Эта игра также может быть использована и для того чтобы превратить основные геометрические фигуры во что-то другое.

«Забывчивый художник» — вы рисуете что-то, а ребенок должен догадаться, что вы именно нарисовали, и добавить недостающие элементы. То же самое может и ребенок делать, он рисует, а вы добавляете недостающие элементы.

Другой этап рисования, это раскрашивание объектов, которые ребенок сам нарисовал. Поначалу можете вы ему рисовать объекты, а он будет раскашивать, или же купить даже дополнительные книжки раскраски, где нужно что-то дорисовывать и потом закрашивать.

Раскраска готовых рисунков тоже поможет вашему ребенку развиваться, у него появится больше  сосредоточенности и усидчивости.  А помимо традиционных материалов для рисования, также можно использовать губки, зубные щетки и т.д.

Один важный момент в рисовании, это дать ребенку развиваться, не ограничивать его творческие фантазии, хвалить, сохранять его рисунки, создавать собственную галерею, ставить самые хорошие рисунки в рамку, дарить друзьям и т.д. Ребенок должен чувствовать, что его работа ценится, и тогда у него будет смысл и дальше творить. Не стоит ругать ребенка за то, что он случайно испачкал одежду, скатерть или что-то там еще, красками, в таком случае рисование будет вызывать у него отрицательные эмоции, а это недопустимо. Мы уже говорили о том, что ребенок должен получить только удовольствие от таких занятий.

Подводя итоги, хотелось бы еще добавить, что особое внимание необходимо обращать на организацию рабочего места, и на его уборку. Надо воспитывать в детях то, что по окончанию работы нужно убраться за собой, поначалу можно самим убираться, чтобы ребенок освоил, как это делается, потом плавно переходите на совместную уборку, а в итоге, ребенок сам будет убираться. И важно, чтобы это не доставляло ему никакого дискомфорта. Не стоит делать из этого обязанность, надо стараться, чтобы это было просто необходимостью.

Если ребенок попросил вас пойти с ним порисовать, вы должны согласиться, не отказываетесь, иначе, отсутствие вашего интереса приведет к апатии к рисованию у ребенка. А если ваш ребенок рисует какое-то время, а потом говорит, что ему уже надоело рисовать, не заставляете его рисовать дальше, просто найдите ему другое увлекательное занятие, а к рисованию он вернется потом сам.

То, что ваши дети будут рисовать, не значит, что они все в будущем будут художниками. Рисование просто помогает в формирование вашего ребенка как личность, и это очень важно. Рисовать – это интересно, весело и полезно!